Оперативная информация для организаций, находящихся в ведении Минспорта России

последнее обновление 30/07/2021 г.


Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции. Персональная ответственность за несоблюдение обязательных требований, ограничений и запретов


Данный материал подготовлен во исполнение пункта 23 Комплексного плана просветительных мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения на 2019-2020 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 2884-р.


Целью подготовки материала является укрепление знаний нормативно-правовой базы по противодействию коррупции в части, устанавливающей запреты, ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, а также ответственность за их несоблюдение.


Сегодня запрос общества на гласность и открытость со стороны органов государственной власти растет. Тема коррупции с каждым годом становится все более острой.


Одним из принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.


В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Важно отметить, что дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность. Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия.


На работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее – Постановление Правительства РФ № 568) распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности:


а) работник не в праве:

  • принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;

  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

  • заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

б) работнику запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника;

в) работник обязан:


уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (следует отметить, что проверку проводят органы прокуратуры

в случае обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения, следует руководствоваться Порядком уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, к совершению коррупционных правонарушений, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 678.



представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

порядок утвержден приказом Минспорта России от 07.07.2013 № 534 «Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, занимающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден приказом Минспорта России от 14.05.2020 г. № 368.

Стоит отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ непредставление гражданином при поступлении на работу в организацию, созданную для выполнения задач, поставленных перед Минспортом России, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу.

Невыполнение гражданином или работником обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя и своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед Минспортом России.


принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов

положениями Федерального закона № 273-ФЗ определено, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, отводе (самоотводе), отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов



уведомлять работодателя в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая моет привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно

порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) федеральными государственными гражданскими служащими Министерства спорта Российской Федерации и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 июля 2017 г. № 665


передавать в целях предотвращения конфликта интересов принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление


в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации


уведомлять работодателя (его представителя) о получении работником подарка в случаях, предусмотренных пунктом б), и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3 тысячи рублей, по акту в организацию с сохранением возможности выкупа подарка в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации

письмом Минспорта России от 08.04.2020 г. № АН-09-00/2695 в организации были направлены «Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10»


Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 568 работники, замещающие должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях или федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение таких должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.


Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минспортом России, рассматриваются Комиссией Министерства спорта Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством спорта Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов.


В соответствии с положениями статьи 192 ТК РФ к работнику могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Вместе с тем, статьей 12.2 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах.


Так, статьей 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для гражданских служащих установлен специальный порядок применения и снятия взысканий за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения и снятия дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка.


Что касается увольнения по соответствующим основаниям, то согласно статье 13.2 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие, в частности, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, подлежат увольнению в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных федеральным законом.


Трудовой договор расторгается по инициативе работодателя в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставлением или представлением заведомо неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непредставлением или представлением заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, открытием (наличием) счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владением и (или) пользованием иностранными финансовыми инструментами работником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента России и Правительства России, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (пункт 7.1 статьи 81 ТК РФ).


Кроме перечисленного, трудовой договор с руководителем организации может содержать дополнительные права, обязанности, ограничения и запреты. Например, руководитель организации вправе с предварительным уведомлением работодателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.


Следует отметить, что конфликт интересов – это жизненная ситуация, обусловленная стечением определенных обстоятельств. Сама по себе ситуация, при которой возникает конфликт интересов, не является коррупцией. Коррупция (коррупционные правонарушения) возникает тогда, когда лицо, которое столкнулось с ситуацией конфликта интересов и которое обязано принимать меры по его недопущению и урегулированию, разрешает эту ситуацию не должным образом.


Любое коррупционное проявление наносит ущерб общественным отношениям и государству, затрагивает права конкретных физических и юридических лиц, противоречит общеустановленным нормам нравственности и морали.

Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции. Персональная ответственность за несоблюдение обязательных требований, ограничений и запретов (24 Кб)