Описание порядка оспаривания решений

последнее обновление 20/05/2015 г.
Описание административного порядка оспаривания решений или действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и его должностных лиц

Действия (бездействие) и решения федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и (или) его должностных лиц обжалуются вышестоящему должностному лицу.

При обращении физических и юридических лиц (далее - обратившийся) в письменной форме в обязательном порядке указываются либо наименование органа, в который обратившийся направляет письменную жалобу, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), полное наименование - для юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагается суть жалобы, и ставится дата.
Обращение подается в письменном виде в экспедицию соответствующего федерального органа исполнительной власти Российской Федерации или направляется по почте.

Письменный ответ направляется обратившемуся не позднее 30 дней со дня регистрации обращения.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением обратившегося.

По результатам рассмотрения обращения соответствующим должностным лицом федерального органа исполнительной власти Российской Федерации принимается решение об удовлетворении требований обратившегося либо об отказе в их удовлетворении.
Обращения не рассматриваются при отсутствии в обращении:
- сведений об авторе обращения (фамилии, имени, отчества (при наличии);
- сведений об обжалуемом действии (бездействии), решении (в чем выразилось, кем принято);
- подписи автора обращения;
- почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

Описание судебного порядка оспаривания решений или действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и его должностных лиц

Действия (бездействие) и решения федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и (или) его должностных лиц обжалуются в суде в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов полностью или в части предусмотрен главой 24 ГПК РФ.
Порядок подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов регламентирован статьей 251 ГПК РФ.

Гражданин или организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти Российской Федерации или его должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Следует отметить, что не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматривается Верховном Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя федерального органа исполнительной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Необходимо отметить, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Судебный порядок обжалования решений действий (бездействия) органов государственной власти предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

Порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти предусмотрен статьей 254 ГПК РФ.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Районными судами рассматриваются все дела об оспаривании решений, действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, не отнесенные к подсудности статьей 27 ГПК РФ к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, не отнесенные статьей 26 ГПК РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.
Следует отметить, что суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

В заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, его должностных лиц, должно быть указано какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены, осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия.
К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, его должностных лиц, необходимо приобщить копию заявления, копию оспариваемого решения, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление судом рассматривается в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.