Доклад Павла Колобкова на заседании "правительственного часа" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

31 мая 2017
Доклад Павла Колобкова на заседании "правительственного часа" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Уважаемая Валентина Ивановна,
Уважаемые члены Совета Федерации

Благодарю за возможность ознакомить вас с результатами работы Министерства в области развития физической культуры и массового спорта. В своем выступлении постараюсь учесть все поступившие в Минспорт вопросы и осветить главные моменты его деятельности.
Основной целью Минспорта является повышение качества жизни и укрепление физического и духовного здоровья россиян.
Приоритетом отраслевой госпрограммы и стратегии Развития физической культуры и спорта до 2020 г. определена возможность беспрепятственно заниматься спортом по месту жительства, труда и учебы для всех групп населения.
Минспорт в своей деятельности не ограничивается только сферой физической культуры. Министерство выступает соисполнителем шести государственных программ, а также стратегии научно-технологического развития. Кроме того, ведется работа и над реализацией других документов стратегического планирования министерств образования, здравоохранения, труда, культуры, развития дальневосточного региона и других.
Одновременно вопросы развития массового спорта включены в Национальные стратегии действий в интересах детей и граждан старшего поколения, а также в Концепции демографической политики, устойчивого развития сельских территорий и государственной семейной политики.
Минспорт участвует в реализации 4-х приоритетных образовательных проектов. Среди них – проекты по развитию общего и высшего образования, а также системы дополнительного образования детей.
Остановлюсь на основных результатах работы. По итогам 2016 года Министерство достигло всех основных контрольных показателей, установленных в госпрограмме.
В России систематически занимается физической культурой и спортом 34,2% населения. В лидерах Краснодарский край (46,7%), Белгородская область (42,1%), Республика Татарстан (41,5%), Кемеровская область (41,3%), Республика Дагестан (40,9%). Хочется отметить Чувашскую Республику, Ямало-Ненецкий автономный округ, Астраханскую область (все – более 40%).
Для сравнения - в 2008 г., когда было создано Министерство спорта, только 22 млн граждан вели спортивный образ жизни.
Сейчас порядка 75% учащихся школ и студентов ВУЗов вовлечены в орбиту спорта. При этом более 3 млн из них находятся на этапах спортивной подготовки. На прошлой неделе состоялось очередное заседание Совета при Президенте
по спорту. На заседании была рассмотрена Концепция развития системы спортивного резерва до 2025 года. Президент отметил, что главное – воспитать здоровое поколение, разделяющее ценности спорта и физической культуры. Ведь на начальном этапе именно спортивная школа обеспечивает привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом.
Вы знаете, что в соответствии с Указом Президента
следующее десятилетие объявлено "Десятилетием детства". Правительству поручено сформировать план основных мероприятий по реализации Указа. И я рассчитываю, что Министерство спорта примет в этой работе самое активное участие.
Взрослое и экономически активное население также стало уделять здоровому образу жизни больше внимания. Около 23% этой группы (16,5 млн человек) регулярно занимается спортом. А для инвалидов данный показатель превысил 12%.
Безусловно, есть субъекты, где требуется усиление физкультурной работы. Прошу обратить внимание сенаторов
от Орловской, Брянской, Амурской, Иркутской областей, Республик Алтай, Ингушетии, Камчатского края.
Однако в целом, имеются все предпосылки к выполнению ключевого индикатора нашей государственной программы. К 2020 году не менее 40% населения страны т.е. более 60 млн человек будут регулярно заниматься физ.культурой и спортом.
Одним из основных проектов Минспорта, начиная с 2014 года, является внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
В 2015 г. был введен специальный раздел в Федеральный закон о физической культуре и спорте, который закрепил
за Комплексом ГТО статус программной и нормативной основы системы физвоспитания в России.
В обществе заметен позитивный отклик на возрождение Комплекса. Более 1,6 млн россиян приняли участие в его испытаниях, а 417 тыс. уже получили знаки отличия. Всего
на портале ГТО с учетом обновленных данных 2017 г. зарегистрировались порядка шести миллионов уникальных пользователей.
В регионах создано около 2,5 тыс. специализированных центров тестирования. Наиболее активны в этой работе Свердловская, Самарская, Ростовская и Московская области, Республика Башкортостан, Красноярский и Пермский край.
В 2016 году мы завершили второй этап внедрения комплекса ГТО во всех субъектах Российской Федерации среди школьников
и студентов. Тестирование проводилось среди представителей шести возрастных ступеней от 6 до 24 лет. Более 39,5% испытуемых выполнили тесты на знаки отличия. Это говорит об объективном уровне трудности нормативов. Мы получили тот показатель, на который изначально рассчитывали и "заложили" в государственную программу.
Важно, что комплекс ГТО совершенствуется. В 2017 г. будет утверждена новая редакция гос.требований
к уровню физической подготовленности населения. Комплекс будет распространен среди всех возрастных и социальных групп.
Определяющее значение для привлечения населения
к занятиям физической культурой и массовым спортом имеет соревновательная деятельность.
В стране выстроена многоуровневая система проведения физкультурных мероприятий. Только в рамках федерального Единого Календарного Плана Минспортом ежегодно проводится более 300 масштабных мероприятий. Их участниками в 2016 году стали 23 млн человек.
В 2015 году распоряжением Правительства был утвержден перечень спортивных мероприятий, обязательных для проведения
в каждом регионе. В него включены 29 наиболее популярных соревнований. Среди них знакомые: "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Лыжня России", "Кросс наций".
В перечень также входят Президентские состязания
(11,1 млн участников из 37 тыс. школ) и Президентские спортивные игры среди школьников (6,1 млн участников
из 35 тыс. школ), различные спартакиады и фестивали, в том числе фестивали ГТО.
Хочу отметить, что российское студенчество принимает активнейшее участие в спортивной жизни страны. В настоящее время в России действует 896 вузов. В них созданы и функционируют 312 спортивных студенческих клубов. В четверти вузов студенческие клубы входят в штатную структуру вуза. В пятой части учебных заведений спортклуб существует как орган студенческого самоуправления.
Самые популярные виды спорта, развиваемые в вузах это: волейбол – 85% вузов его культивируют. Затем баскетбол – 80%, далее настольный теннис – 78%, мини-футбол (муж) – 75%.
В оперативном плане Минспорт активно поддерживает студенческий спорт через внесение в ЕКП соревнований Всероссийской Универсиады и международных Универсиад.
Очередная Всемирная зимняя универсиада пройдет в 2019 году в Красноярске. Для определения долгосрочных перспектив развития студенческого спорта, Минспортом разработана и внесена в Правительство РФ Концепция развития студенческого спорта на период до 2025 года.
Для взрослого и экономически активного населения
с 2011 г. возрождено проведение Всероссийской спартакиады среди трудящихся. Спартакиада проводится совместно
с Федерацией независимых профсоюзов России один раз в два года. Очередной финал состоится в сентябре в г. Чебоксары.
Большой резонанс приобрел проект "Ночная хоккейная лига", объединивший энтузиастов хоккея по всей стране. В недавно прошедшем фестивале приняли участие 832 команды из 76 субъектов страны.
С 2017 года предусмотрено ежегодное проведение совместно
с Госкорпорацией "Ростех" Российских и Мировых корпоративных игр.
В целом, спортивная составляющая стала обязательной частью современной корпоративной культуры. Во многих городах созданы различные бизнес лиги и проводятся корпоративные турниры. Сегодня почти все лидеры рынка инвестируют в активное долголетие сотрудников.
Для лиц старшей возрастной группы с 2014 г. проводится Спартакиада пенсионеров России. В нынешнем году соревнования состоятся в Пензе. Кроме того, пожилые граждане без ограничений по возрасту могут участвовать в комплексе ГТО и в любых других массовых акциях и стартах.
Отдельно остановлюсь на вопросе проведения соревнований для людей с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов.
В 2016 г. в рамках Единого календарного плана проведено
16 всероссийских мероприятий. В них приняли участие более
6 тыс. человек, в том числе, с поражением опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, а также инвалидностью по зрению и слуху.
Отмечу, что более чем в 17,5 тыс. организаций
и учреждений сферы образования, социальной защиты, здравоохранения, физической культуры и спорта созданы отделения адаптивной физической культуры. Кроме того, действуют
60 самостоятельных учреждений адаптивной спортивной направленности.
В рамках государственной программы "Доступная среда"
с 2011 по 2016 гг. выделены субсидии 49-ти субъектам Российской Федерации в размере 577,5 млн. рублей. Данные субсидии выделены на материально-техническое обеспечение 56-ти учреждений, осуществляющих спортивную подготовку по адаптивному направлению. В реализации программы наиболее активное участие принимают учреждения
в Краснодарском и Красноярском краях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра и Тамбовской области.
Теперь о спортивной инфраструктуре. В 2015 году завершила свое действие ФЦП "Развитие физической культуры
и спорта в 2006-2015 годы", в рамках которой построено
710 объектов массового спорта.
С прошлого года мы приступили к реализации новой федеральной целевой программы, рассчитанной до 2020 года.
В настоящее время наша работа нацелена на строительство недорогих спортивных объектов по месту жительства (стоимость не более 100 млн. руб.).
Общий объем финансирования программы после ее корректировки в мае текущего года составил 77,6 млрд рублей Непосредственно на объекты шаговой доступности – 5,8 млрд рублей.
По итогам 2016 г. Министерство полностью выполнило свои обязательства перед субъектами в рамках ФЦП. Вместе с тем,
в отдельных регионах отмечается неполное или несвоевременное исполнение взятых обязательств по софинансированию строительства спортивных объектов, а также иные нарушения финансовой дисциплины. Прошу обратить на это особое внимание.
Всего же по данным стат’отчетности за 2016 год сеть спортивных сооружений насчитывает 291 тыс. объектов
77% спортсооружений находятся
в собственности муниципалитетов. Не секрет, что в настоящих экономических условиях обслуживание такой инфраструктуры затруднительно. Наши объекты лишены каких-либо налоговых преференций и льгот. Невысокая рентабельность на фоне значительных эксплуатационных затрат не позволяет им выйти
на приемлемый уровень доходности. В целом массовый спорт пока недостаточно привлекателен для частных инвестиций.
Необходимы экономические стимулы для бизнеса и новые подходы, способные сбалансировать развитие спортивной инфраструктуры.
В этой связи мы рассчитываем на механизмы государственно-частного партнерства с точки зрения строительства и последующей эксплуатации возведенных объектов.
Для внедрения механизмов ГЧП с 2018 года внесены изменения в федеральную целевую программу по предоставлению субсидий из федерального в региональные бюджеты субъектов РФ на поддержку строительства спортивной инфраструктуры.
На реализацию мероприятий ГЧП в 2018-2020 гг. планируем выделить 750 млн рублей.
Кроме того, в рамках исполнения решений Президента и Правительства России, Министерство утвердило план по поддержке доступа негосударственных организаций
к предоставлению услуг в социальной сфере. Его реализация приведет к более широкому привлечению частных структур к управлению спортивными объектами.
Отмечу, что на данный момент спортивная отрасль имеет проработанную нормативную базу. В 2012-2016 годах были последовательно урегулированы вопросы развития детско-юношеского, школьного и студенческого спорта. Были уточнены полномочия Российской Федерации, субъектов и органов местного самоуправления, в том числе по развитию массового спорта. Был принят закон, определивший порядок внедрения комплекса ГТО на всех уровнях. Этим же законом были урегулированы особенности создании, права и полномочия физкультурно-спортивных клубов
по месту жительства.
В марте этого года Президентом России подписан новый закон, регулирующий формирование механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского и профессионального спорта за счет отчислений от букмекерской деятельности.
Как видите, сделано многое и в разных направлениях.
Но с единой целью – обеспечить доступность массового спорта для всего населения. Впереди нас ждет большая работа. Считаю наиболее важными задачами ближайшего периода:
• завершение внедрения Комплекса ГТО среди всех возрастных и социальных групп граждан и его дальнейшее развитие;
• утверждение и реализацию Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации и Концепции развития системы подготовки спортивного резерва на период до 2025 года;
• повышение уровня внебюджетного финансирования отрасли, в том числе в рамках проектов государственно-частного партнерства;
• общее поддержание темпов развития инфраструктуры массового спорта, прежде всего шаговой доступности.
Еще раз благодарю Совет Федерации за совместную работу. Уверен, что благодаря нашим общим усилиям, развитие физической культуры и массового спорта станет неотъемлемой частью здорового образа жизни и успешного развития современного российского общества.

Спасибо за внимание,
готов ответить на вопросы