Комсомольская правда: интервью Павла Колобкова

5 сентября 2017
Следующий год будет очень «спортивным» для России. Зимой олимпийская сборная отправиться на Игры в корейский Пхенчан. А летом наша страна примет Чемпионат мира по футболу. Два важнейших события вызывают множество вопросов. Все ли готово к мундиалю? Какие ограничения ждут болельщиков? А что с нашими лыжниками? Их допустят к Олимпийским играм? Дать ответы мы попросили министра спорта России Павла Колобкова. Беседа прошла «на полях» Восточного экономического форума. 

- Павел Анатольевич, а что министерство спорта делает на экономическом форуме?

- Мы участвуем в деловой программе, будем говорить о развитии спорта в Дальневосточном регионе. Ближайшие Олимпийские игры пройдут в соседних странах – в Южной Корее в 2018 году, в Японии в 2020 и в Китае в 2022 году. Будут и другие крупные международные соревнования уровня чемпионата мира. К ним надо готовиться примерно в тех же условиях, в которых спортсмены будут выступать. Так что для подготовки наших сборных будет задействованы спортивные объекты на Дальнем Востоке: на Сахалине, в Хабаровском, Камчатском и Приморском краях. 

- Инфраструктура для подготовки к соревнованиям уже существует? 

- Для большинства видов спорта – да. Несколько лет назад на Дальний Восток уже выезжала группа представителей Минспорта, Олимпийского комитета России, федераций, которые смотрели, где потенциально команды могут готовиться. После форума я лично поеду по ряду регионов, чтобы посмотреть, в каком состоянии объекты. Приезд Олимпийской сборной еще очень важно с точки зрения популяризации спорта. Жителям будет интересно встретить спортсменов, представителей сборных команд. Я сам помню, как в 88-м году мы готовились в Хабаровске к Олимпийским играм, встречались с представителями трудовых коллективов. Такой патриотический момент. Я даже стал почетным представителем МВД по Хабаровскому краю. 

- А вот эти объекты, для подготовки к Олимпиадам в Корее, Японии, что с ними потом будет, когда Олимпиады пройдут? 

- Специально объекты под Олимпиады никто не строил. Они предназначены для подготовки спортсменов, развития массового спорта. Просто сейчас их используют для тренировки сборных перед Играми. У нас была Олимпиада с Сочи, и мы готовимся к проведению чемпионата мира по футболу. Любое спортивное соревнование оценивается с точки зрения наследия, которое оно может дать региону и его экономике. Так что если нужно построить специальный спортивный объект, прописываем концепцию его дальнейшего использования. 

- К Олимпиаде в Сочи и к Чемпионату мира было много всего построено, много денег вложено. Эти объекты себя окупят? 

- Смотря что вы подразумеваете под словом «окупят». С точки зрения финансов – это одно, с точки зрения востребованности – другое. В последнем случае – все окупается. Мы каждый год анализируем, как у нас используются объекты Олимпиады в Сочи. 90% из них используются очень активно. Есть специализированные объекты, скажем, санно-бобслейная трасса. Она востребована только зимой, но загружена спортсменами высшего спортивного уровня. Если говорить о транспортной и другой инфраструктуре, которая тоже была построена в соответствии с требованиями при подготовке такого уровня соревнований, загрузка там близка к 100%. Причем, в течение всего года. 

- Здесь будет обсуждаться развитие спорта на Дальнем Востоке и по стране в целом. Причем как профессионального, так и массового. Какие у вас будут предложения? 

- Есть несколько направлений. Первое – развитие спортивной инфраструктуры. У нас есть определенные показатели, которые должны быть выполнены. Второе – проведение соревнований, особенно массовых. Третье – создание спортивных клубов. Четвертое – это внедрение комплекса ГТО («Готов к труду и обороне» - Авт.) как нормативной основы развития массового спорта. 

И надо говорить о подготовке спортивного резерва. Это высшая ступенька массового спорта, когда выбираются лучшие спортсмены, для них создают специальные условия и готовят к выступлениям за сборные команды. Сначала это муниципальные сборные, потом региональные, а потом и сборная России. 

- Как бывший спортсмен, как вы оцениваете шансы любителя стать профессионалом? 

- Мне кажется, тут грань достаточно условная. Система рассчитана на максимальное вовлечение граждан занятиями спортом. После этого происходит отбор, выявление лучших - тех, кто может претендовать на завоевание медалей, попадание в сборную команду. Но это значит, что те, кто не прошел отбор, прекращают заниматься спортом. У людей разные приоритеты. Ты можешь не быть не членом основной сборной команды, но заниматься для себя. Выступать на соревнованиях и завоевывать медали и кубки на любительских соревнованиях. Каждый для себя сам выбирает уровень притязаний. 

- Организаторы международных экономических форумов большое внимание уделяют спортивной программе для участников. Забеги устраивают всякие. Вы, кстати, тоже будете бежать завтра 5 км? 

- Собираюсь, да. Я каждый день бегаю по полчаса по утрам. Практически на все форумах такого крупного формата есть спортивная программа. Мы предлагаем участникам заняться утренней зарядкой, посмотреть соревнования и поучаствовать в некоторых турнирах: по баскетболу, тут тоже будет проводиться. Это, скорее, носит показательный характер, но он уже стал традиционным. Там участвуют многие министры, Вот кто будет противником нашим… 

- «Нашим»? Так вы тоже будете играть? 

- Я играю от форума до форума. Буду, да. 

- Вы бывший шестикратный медалист Олимпийских игр. Какими видами спорта продолжаете заниматься? 

- Во-первых, в спорте не бывает слова «бывший». Есть олимпийские чемпионы, олимпийские призеры. Это всегда те медали, которые с тобой. Действительно, я привык заниматься спортом с детства. И плохо себя чувствую, когда не занимаюсь. Спорт – разнообразен, главное для себя выбрать подходящий. Я занимаюсь баскетболом, футболом. 

- Как вы находите время? 

- Мы сами себя ограничиваем. Всегда можно найти время утром или вечером для занятий. Спортом можно заниматься и дома. Или выйти на улицу и 15, 20, 30 минут побегать. Любой человек может найти время. И для этого практически ничего не нужно покупать, за что-то платить. Я вижу, насколько в Москве спорт для здоровья становится популярен. Создаются условия: улучшаются парки, спортивные площадки, беговые дорожки. Это людей привлекает. Когда занимаешься спортом, это улучшает настроение. Мне без спорта сложно представить свою жизнь. 

- Сильно изменилась ваша жизнь, когда вы перешли в должность министра? 

- Времени стало меньше, но жизнь стала интересней. Хотя более напряженной и ответственной. 

- Наверное, всем нашим читателям будет интересно узнать, как проходит подготовка к чемпионату мира по футболу? 

- Только что прошел Кубок конфедераций. По оценке ФИФА прошел успешно. Но это всего 4 стадиона. Чемпионат мира – это 12 стадионов в 11 городах России. Это в четыре раза больше команд, сложнее логистика. Сейчас завершающая стадия – введение в строй семи стадионов, остальные пять уже введены. Кубок конфедераций дал определенный опыт, выявил недостатки, которые были. Я оцениваю, что подготовка к ЧМ проходит в плановом режиме. В сроки мы укладываемся, думаю, что проблем быть не должно. В сентябре будет очередная комиссия ФИФА. Они проедут по всем регионам, спортивным объектам. 

- Много они к нам претензий предъявляют? 

- Нет, претензий не предъявляется. Недочеты, конечно, есть. Но для этого и приезжают инспекции, чтобы помочь в проведении. 

- Ну хорошо, а недочетов сколько? 

- Нет ни одного, который не может быть оперативно исправлен. ФИФА контролирует весь процесс с момента одобрения заявки - у нас все проходит в полном взаимодействии. Вплоть до установки стенок и перегородок на стадионах до логистики передвижения команд, зрительских потоков. 

- Будут ли на чемпионате мира особые правила для болельщиков? 

- Ничего глобально нового не будет. Все будет ровно так же, как проводилось на Кубке Конфедераций. Кубок нужен был для того, что бы отработать всю схему взаимодействия, логистики, чтобы максимально обеспечить комфорт для зрителей. Сложности были, но быстро устранялись. Для этого и проводятся такие предварительные соревнования. 

- Будут фан-зоны, чтобы на большом экране игру посмотреть? 

- На Кубке Конфедераций была одна фан-зона на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге. На Чемпионате такая будет в каждом городе. 

- Вход бесплатный? 

- Конечно. Это специально делается. Кстати, это одно из требований ФИФА, чтобы как можно больше людей вовлечь в атмосферу чемпионата мира. Опять же, уровень чемпионата мира гораздо выше будет Кубка Конфедераций. Больше сильных команд. Ждем с нетерпением. 

- И наша сборная должна не подкачать! 

- В нашей сборной уже сформировался костяк. Если раньше было много сомнений и обсуждений, после Кубка Конфедераций стали видны ее «очертания» и стиль игры. Мы надеемся на успешное выступление. 

- Зимой в Корее пройдет зимняя Олимпиада, не могу не спросить, решен ли вопрос с допуском наших спортсменов? Кажется, некоторые до сих пор отстранены из-за допинга… 

- Если говорить про зимние виды спорта, у нас не допущены пока 6 человек. Это в лыжных гонках. Думаю, в октябре этот вопрос будет решен, и они пройдут всю соревновательную подготовку. Но они продолжают готовиться и сейчас. Они не отстранены от тренировок ни международной федерацией, никем. 

В летних видах спорта у нас тоже все допущены к международным соревнованиям, кроме спортсменов легкой атлетики. Вчера мы проводили пресс-конференцию, где подробно рассказывали о выполнении национального плана по реформированию нашей антидопинговой системы. Конечно, нас очень волнует вопрос с легкой атлетикой, с Национальным параолимпийским комитетом России. Но везде есть подвижки во взаимодействии с международными спортивными организациями. Пока они полного восстановления не получили, но время еще есть. В легкой атлетике наших спортсменов допускают к соревнованиям в индивидуальном порядке. На чемпионате мира принимали участие 19 наших спортсменов в Лондоне. О восстановлении самой федерации говорить пока рано. 

- Сейчас российские спортсмены практикуют в международных соревнованиях выступления под нейтральным флагом. Их обвиняют в непатриотизме, как к этому относиться? 

- Хотел бы пояснить – это не «некоторые спортсмены», такое решение было принято международной федерацией легкой атлетики. Обычно заявку на выступления делает не страна, а организация - национальная федерация легкой атлетики. Но у нас она поражена в правах. И спортсмены заявляются индивидуально. 

Конечно, то, что спортсмены выступают под флагом международной федерации легкой атлетики, для нас неприемлемо. Но мы идем им навстречу, потому что они готовились, они чистые спортсмены, многократно проверенные антидопинговыми службами. И мы их поддерживаем. Я хочу сказать: выступление под нейтральным флагом – оно неприемлемо и неправильно. Но для нас интересы наших спортсменов на первом месте. И я очень рад, что сейчас на чемпионате мира по легкой атлетики мы завоевали золотую, и 5 серебряных медалей. Наши спортсмены показали, что мы остаемся лидерами мирового спорта. Если бы у нас участвовали вся команда, я уверен, у нас результат был бы намного выше. 
Комсомольская правда